Юридический
Вестник
Правовой всеобуч для граждан

Главная » Статьи » Гражданам

«Принципы деятельности органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей»

Высказываться разные суждения от пугающих «коллекторов в законе», на манер 90, спортивного вида парней, но только с разрешительными документами, не исключено с оружием, битами или другими орудия влияния на должника.

Также есть мнение, что истинное назначение этих законов путем устрашения    заставить людей оплачивать запредельные коммунальные услуги.

Чиновники в большинстве надеются на положительные изменения исполнения судебных решений и считают, что к коллекторской деятельности названные законы не имеют никакого отношения.

  Пока ведутся дискуссии, между представителями Минюста, правоведами, общественностью, разберемся   чего же ждать гражданину, в отношении которого есть уже судебные решения о взыскании долгов за коммунальные услуги, штрафы за нарушение правил дорожного движения или другие административные нарушения, не говоря уже о крупных (значительных) суммах.

 

В настоящее время Минюст   работает над организацией отбора и обучения будущих частных исполнителей, в декабре этого года начнется обучение первых групп. К работе они смогут приступить уже в феврале 2017 года.

Институт права и последипломного образования Министерства юстиции Украины обнародовал учебный план и проект договора для лиц, которые намерены осуществлять частную исполнительную деятельность. Слушатель будет проходить учебные курсы на основании договора, заключенного между ним и Институтом. Оплата курсов будет приниматься после заключения договора между        слушателем и Институтом.

Об этом сообщила пресс-служба Министерства юстиции Украины.

 Обучение платное, ранее мелькали цифры 6100 (без проживания, проезда, питания).

Минюст также утвердил Положение об офисе частного исполнителя

(Соответствующий приказ № 3238/5 был опубликован на сайте Верховной Рады Украины), в котором закреплены требования к помещению и оборудованию офиса, определен порядок проверки соблюдения этих требований. Металлические решетки, сигнализация, обязательный доступ к интернету, это серьезные  затраты, не считая арендной платы либо затрат на  покупку помещения  и  его ремонт.

    К этим расходам необходимо добавить стоимость оргтехники, мебели, создание архива для хранения документов частного исполнителя.

     Частный исполнитель имеет право начать свою деятельность с момента внесения информации о нем в Единый реестр частных исполнителей Украины, что непосредственно выполняет Минюст.

   Далее страхование гражданско-правовой ответственности частного исполнителя, не менее 10% общей суммы по исполнительным документам, но не менее 1000 минимальных зарплат, что составляет 1600 000 грн.

 

В соответствии со Статьей 18 Закона України "Про органи та осіб, які здійснюють примусове виконання судових рішень і рішень інших органів", частный исполнитель не может заниматься иной оплачиваемой ( за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, деятельности арбитражного управляющего, инструкторской судейской практики  в  спорте и работ в органах Ассоциации частных исполнителей)   и предпринимательской деятельностью.

 

А дальше, когда претендент прошел обучение, получил статус частного исполнителя, затратил деньги на оборудование офиса,  страховку, то есть стал, по сути, предпринимателем, зарабатывающем на исполнении судебных решений,  встает вопрос как  это будет происходить в  реальной жизни?

 

Тем более, что обязанности частного исполнителя изложены в статье 18 Закона Украины  «Про виконавче провадження», и  состоят  всего из 5 пунктов, причем декларативного характера.  А вот права перечислены  в 22 пунктах,  во  истину широкие, а в наших условиях можно сказать безграничные.

 Вы только вдумайтесь, что позволено исполнителю:

3)  получать от государственных органов, организаций, справки и иную информацию, в том числе конфиденциальную;

4) при наличии решения суда о принудительном проникновении в жилье или иные владения физического лица, беспрепятственно входить на земельные участки, в жилые и иные помещения должника физического лица, лица  у которого  находятся,  имущество и средства должника, принудительно открывать их в установленном порядке….

5) беспрепятственно входить  на земельные участки, в помещения, хранилища, иные владения  должника – юридического  лица, проводить их осмотр, принудительно открывать и опечатывать их;

6)накладывать арест на имущество должника, опечатывать, изымать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его в установленном законодательством, порядке;

7) накладывать арест на средства и иные ценности должника, в частности средства, которые находятся в кассах, на счетах в банках, иных финансовых учреждениях и органах….

 

 

15) привлекать  в установленном порядке понятых, сотрудников полиции, иных лиц, а также экспертов, специалистов, а для проведения оценки имущества- субъектов оценочной деятельности - субъектов  хозяйствования;

 16) накладывать взыскания в виде штрафа на физических, юридических и должностных лиц , в случаях предусмотренных законом;

22) осуществлять иные полномочия, предусмотренные этим Законом.  

 

И это далеко не полный перечень прав исполнителя.

Теперь надо понимать как будет зарабатывать частный исполнитель,  которому  статьей 31 того же закона  определено вознаграждение в виде основного и дополнительного.

И если по основному размеру вознаграждения, ясно,  что его устанавливает Кабинет Министров, то по дополнительному   в виде процента от суммы, подлежащей исполнению или стоимости имущества, которое подлежит  передаче по исполнительным документам – возникает множество вопросов и соответственно проблем.

Пробелы в  законах, как всегда будут заполнены  подзаконными актами.  А они в большинстве своем, даже хорошие начинания, сводят на нет, а то и просто меняют их суть абсолютно в другую сторону.

А учитывая не расторопность  правоохранительных  органов, когда это касается простого гражданина, и  возможность свободной трактовки законодательства, что  не запрещено, значит разрешено, то ждать  коллекторов, под видом частных исполнителей, их помощников,   вполне возможно.

  

К сожалению, благие начинания,  как показывает история  не только Украины,   но и нашего города,  также приводят к  негативным последствиям.

Приговор суда по делу «черного риэлтора»  Каргиева, деятельность которого за  многие годы основывалась не только на мошенничестве но и на пробелах в законодательном поле, позволявших совершать махинации с недвижимостью.  

 Руины  заводов  стекло –волокно, Первомайского, части АКЗ, наглядно демонстрируют   последствия  хорошего   закона  «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

 А это   тысячи сломанных   человеческих судеб и не сбывшихся  надежд.

Вот поэтому каждому гражданину необходимо  быть подготовленному и такому повороту событий,  чтобы защитить себя, своих детей и родителей, от тех, кто готов воспользоваться  не доработками законодательства в своих неблаговидных, корыстных целях, не считаясь с последствиями для людей.

Комментарий юриста:

По мнению специалистов, внедрение института частных исполнителей будет способствовать росту числа выполненных судебных решений в результате как увеличение количества лиц, непосредственно занимающихся их выполнением, так и конкуренции между государственными и частными исполнителями. Итак, закон об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов, которым предусматривается введение в Украине наряду с государственными исполнителями института частных исполнителей. Однако следует отметить, что требования к частным и государственным исполнителям, затрудняют возможность для честной конкуренции между частными и государственными исполнителями, с начала нарушая принцип равенства.
Так, ст. 10 законопроекта определяет, что «государственным исполнителем может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование степени магистра, владеющий государственным языком и способным по своим личным и деловым качествам осуществлять полномочия государственного исполнителя».
В ст. 21 законопроекта определяются требования к частному исполнителя. Им «может быть гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование степени магистра, владеющий государственным языком, имеет стаж работы в области права после получения диплома магистра не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен».
Ч. 2 этой же статьи содержит перечень признаков, которые делают невозможным для лица приобретения статуса частного исполнителя. 
В требованиях, предъявляемых к государственному исполнителю, столь подробный перечень отсутствует, речь идет только о «способности по своим личным и деловым качествам осуществлять полномочия государственного исполнителя», что является достаточно размытой формулировкой. В ч. 2 ст. 10 законодатель ограничился уточнением.
Исходя из ст. 8. законопроекта, которым определяется, что «государственные исполнители, руководящие работники и специалисты органов государственной исполнительной службы являются государственными служащими», дополнительно требования к лицам находим в Законе «О государственной службе». Согласно ст. 6 этого закона государственные исполнители отделов принудительного исполнения решений управлений государственной исполнительной службы, а также государственные исполнители отдела государственной исполнительной службы подпадают под категорию «В» должностей государственной службы.
Этим законом обязательным требованием для должностей государственных служащих категории «В» устанавливается наличие высшего образования степени младшего бакалавра или бакалавра (п.1 ст. 19), а также определяется возрастное ограничение в 65 лет для лиц, желающих поступить на государственную службу ( п. 2 ст. 19).
Итак, как видим, неравенство в требованиях, предъявляемых к государственным и частным исполнителем, начинается уже по установлению для частного исполнителя верхнего возрастного ценза - 25 лет, а для государственного исполнителя - нижнего возрастного ценза - 65 лет.
Кроме того, частный исполнитель должен иметь стаж работы в области права после получения диплома магистра не менее двух лет, чего не требуется от государственного исполнителя.
То есть начинающий юрист может стать только государственным исполнителем. Можно предположить, что, устанавливая требования к частному исполнителя, законодатель преследовал цель, во-первых, обеспечение кадрового состава именно государственной исполнительной службы, а во-вторых, обеспечить дополнительные гарантии квалификации частных исполнителей, их способность выполнять возложенные на них функции. Впрочем, при условии соответствия следующим требованиям частный исполнитель, который начинает свою профессиональную деятельность, обладает большей профессиональной компетентностью и становится более конкурентоспособным по отношению к государственному исполнителю начинающего. Ведь за плечами у него будет опыт работы.
Кроме того, чтобы сдать квалификационный экзамен (в случае с государственным исполнителем - тестирование (ст. 26 Закона «О государственной службе») лицо, изъявившее желание осуществлять деятельность частного исполнителя, должен пройти обучение и стажировку частного исполнителя общим сроком не более трех месяцев ( ст. 23 законопроекта «Об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов»). 
Итак, в отличие от лиц, которые будут работать на должностях государственных исполнителей, лица, претендующие на осуществление деятельности частных исполнителей, должны пройти дополнительное обучение. При том, что задача перед государственной исполнительной службой и частными исполнителями законодатель ставит одни и те же, а сфера компетенции частного исполнителя законодателем видится даже уже, чем государственного. Не соблюден принцип равенства и в том, что касается документов, которые должен подавать в квалификационную комиссию претендент на осуществление деятельности частного исполнителя, и которые должен подавать конкурсной комиссии кандидат на должность государственного исполнителя. 
Зато п. 2 ст. 23 проекта Закона «Об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» определяет, что «лицо, изъявившее желание осуществлять деятельность частного исполнителя ... подает в квалификационную комиссию заявление о допуске к сдаче квалификационного экзамена вместе с документами, подтверждающие соответствие лица требованиям, установленным частями первой и второй статьи 21 настоящего Закона ». То есть для получения свидетельства о праве на осуществление деятельности частного исполнителя претенденту необходимо представить в квалификационную комиссию документы, которые бы подтверждали его дееспособность, отсутствие неснятой или непогашенной в установленном законом порядке судимости, совершение им коррупционного правонарушения или нарушения, связанного с коррупцией, в то время как кандидат на должность государственного служащего может ограничиться только предоставлением собственного заявления о том, что к нему не применяются определенные законом запреты.
Такие различия можно определить как дискриминационные. Итак, как видим, в части требований к частным и государственных исполнителей, несмотря на то, что они должны выполнять одинаковые задачи, принцип равенства нарушается.
В то же время сомнительным выглядит попытка законодателя соблюсти принцип равенства в том, что касается требования к частному исполнителя, так же как и к государственному исполнителю, не заниматься при осуществлении своей деятельности другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту и работе в органах Ассоциации частных исполнителей Украины) или предпринимательской деятельностью (п. 3 ст. 21 проекта Закона «Об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов»).
 Кроме того, в Замечаниях отмечается: «проектом внесены изменения в подпункт « б »пункта 2 части первой статьи 3 Закона Украины« О предотвращении коррупции », согласно которым частные исполнители определяются субъектами, на которых распространяется действие этого Закона. Вместе с тем, согласно статье 25 этого же Закона заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины, запрещается только лицам, указанным в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Закона. То есть ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности на частных исполнителей распространяться ».
Итак, согласно заключению Главного юридического управления Верховной Рады Украины, уравнивание законопроектом государственных и частных исполнителей в части ограничения возможности совмещения их деятельности с другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью является неправомерным.
То же касается и п. 2 ст. 36 законопроекта, согласно которому частный исполнитель для осуществления деятельности обязан открыть в государственном банке отдельные счета. Такое предписание противоречит ст. 13 Конституции Украины, согласно которой государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом.
Таким образом, отдельные положения законопроекта «Об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (рег. № 2506) нарушают принцип равенства, актуализирует вопрос внесения соответствующих изменений в этот законопроект.
В частности, речь идет о необходимости установления равных общих требований, как к государственному, так и к частному исполнителя, которые следует объединить в одной статье. Это касается согласования возрастного ценза, который применяется к государственным и частным исполнителей, их образовательного уровня и стажа работы.

 

Категория: Гражданам | Добавил: nikolay_bratanov (26.12.2016)
Просмотров: 283 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
avatar